Крупные нефтегазовые компании США занимают все больше, чтобы поддержать высокие темпы добычи, свидетельствуют данные Управления энергетической информации США.
Энергетические компании США начали увеличивать свои расходы, начиная с 2010 года, когда сланцевая революция проходила свой пик. Богатейшие месторождения Баккен и Eagle Ford, к которым получили доступ ряд компаний, работали с максимальной нагрузкой, а значительные расходы, сопровождавшие добычу углеводородов, во многом компенсировались ростом нефтяных цен. Поэтому многие американские предприятия расширяли свою операционную деятельность и сильно не увеличивали долг. Однако после стремительного роста цен на «черное золото» наступил процесс их «стагнации», то есть, к 2011 году нефтяные котировки оказались в достаточно узком «боковом» коридоре.
Текущий год не стал исключением – нефтяные котировки изменялись незначительно, тогда как мировой спрос на энергоносители существенно вырос, а геополитическая напряженность лишь увеличивалась. Стоимость нефти марки Brent за последние несколько лет колебались в коридоре 100-120 долларов за баррель, а нефти марки WTI – 90-105 долларов за баррель. Доходы нефтегазовых компаний за указанный промежуток времени выровнялись, чего не скажешь о расходах – они у компаний продолжили свой рост.
Согласно статистики, средний доход от добычи в период 2012-2014 годов у компаний составил 59 млрд долларов. Этот показатель оказался чуть выше периода 2010-2011 годов, но вот расходы составили 136 млрд долларов. Образовавшуюся «яму» компании закрывали за счет увеличения долга. Так, для компаний, работающих со сланцевыми углеводородами, объем долга за четыре года увеличился в два раза, тогда как выручка росла не столь стремительно, увеличившись лишь на 5,6%.
Безусловно, многие компании берут на себя долговое бремя, особенно если финансовые средства идут для инвестирования в новые источники для увеличения эффективности производства и получения дополнительной прибыли. Однако налоговое законодательство США допускает, чтобы американские компаниям копили долги по налогам на миллиарды долларов, поддерживая увеличивающийся уровень расходов.
Энергетические компании очень часто используют так называемую «амортизационную премию», растягивая списание денежных средств поэтапно — в течение одного года. Ожидался эффект стимулирования расходов, то есть компании могли расходовать полученную выручку сразу же, в результате чего у целого ряда американских предприятий образовались отложенные налоговые обязательства. Получается, что эти компании финансируют существенную часть своего бизнеса за счет беспроцентных займов. Попросту говоря, за счет американских налогоплательщиков.
Нефтегазовые предприятия уже платят меньше уровня, который установлен законом. 35% — это облагаемая налогом прибыль, однако у ExxonMobil, к слову, эффективная налоговая ставка за период 2009-2013 годов составляла куда меньше — 19,3%.
Но все когда-то заканчивается – вот и льготы по амортизации истекли в конце прошлого года, хотя в конгресс США до сих пор дискутируют по вопросу частичного их продления. Предполагается, что выплату налогов снова отложат, но все прекрасно понимают, что имеющиеся налоговые обязательства когда-то придется выполнять.
Ко всему прочему американские нефтегазовые компании накопили долги в период низких процентных ставок, но ФРС постепенно сворачивает программу выкупа активов, что в конце концов приведет к увеличению процентных ставок. В результате производители углеводородов столкнутся с увеличением стоимости работ. И что еще немаловажно – как только объем добычи углеводородов начнет снижаться, для энергетических компаний, накопивших приличную задолженность, наступит час «Х» – придется платить по долгам.
|