Четверг, 18.04.2024, 15:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Эксплуатация устройств газификации

Главная » 2018 » Апрель » 14 » Александр Шпильман: В марте 2012 года в Югре ожидается добыча 10-миллиардной тонны нефти
08:21
Александр Шпильман: В марте 2012 года в Югре ожидается добыча 10-миллиардной тонны нефти
Ханты-Мансийск. В марте 2012 года в Югре, крупнейшем районе нефтедобычи в мире, будет добыта 10-ти миллиардная тонна нефти. Свыше 70 млрд баррелей накопленной добычи стали результатом самоотверженного труда нефтяников, открывавших первую Западно-Сибирскую нефть, а так же трех поколений, продолжающих разрабатывать богатейшие недра Югры. О сегодняшнем состоянии, перспективах и проблемах топливно-энергетического комплекса Ханты-Мансийского округа Агентству нефтегазовой информации рассказал директор ГП ХМАО “Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В. И. Шпильмана” Александр Шпильман.

- Александр Владимирович, Ваш центр принимает непосредственное участие в развитии нефтегазовой отрасли в Югре. Насколько известно, в этом году добыча нефти в округе приближается к знаменательной цифре в 10 млрд тонн. Не могли бы Вы рассказать об этом серьезном рубеже и оценить развитие отрасли в последнее годы?
- По нашим расчетам 10-ти миллиардная тонна югорской нефти будет достигнута в марте 2012 года. На мой взгляд, это историческое событие не только в масштабе Западной Сибири или России, но и, в целом, в нефтяной отрасли мира. Не каждая нефтегазоносная провинция достигала такого рубежа накопленной добычи – свыше 70 млрд. баррелей.
Если обратиться к истокам, первые рубежи были взяты знаменитыми предшественниками. Это была действительно героическая веха становления топливно-энергетического комплекса Западной Сибири. В те далекие 60-70-е годы сейсмическим партиям, буровым бригадам приходилось работать в сложнейших природных условиях. В абсолютно не обустроенной тайге устанавливать многотонные буровые, находить первую нефть, добывать ее и вывозить. Подвиг первооткрывателей Югорской нефти был поистине героическим. И когда сегодня мы прославляем ветеранов геологии, нефтяников-первопроходцев, мы действительно отдаем дань их характеру, выдержке и профессионализму. Они сделали серьезный задел на десятилетия. Затем был период мощного промышленного освоения, когда строились магистральные трубопроводы, автомобильные и железные дороги, на месте уникальных месторождений возникали города. Если вдуматься, еще несколько лет назад на месте центров добычи нефти - Нижневартовска, Сургута, Когалыма были болота или небольшие деревни. Сегодня это современные города с развитой инфраструктурой, с красивыми театрами и концертными залами, спортивными комплексами. И нефтяники, и строители, люди всех профессий внесли свой вклад в развитие округа.
В 1988 году нефтяники вышли на пик добычи, когда в день извлекали из недр примерно один миллион тонн нефти. Затем началась перестройка и, как следствие, разруха во всем промышленном комплексе. Но надо отметить, что именно нефтяная отрасль одной из первых вышла из упаднического состояния. Полагаю, здесь сыграла роль не только востребованность нефти на мировых рынках и возможность получения валюты за счет ее реализации, но и характер людей, работавших в ТЭК. Нефтяники не опустили руки и постарались как можно быстрее вывести отрасль в нормальное рабочее состояние. Им это удалось, и в течение последующих 10 лет добыча нефти продолжала постоянно увеличиваться. В этом году добывающие предприятия Югры извлекли из недр 266 млн. тонн нефти. При этом суточная добыча нефти в Югре сейчас составляет около 720 тысяч тонн.

- То есть, по сравнению с 80-90 годами суточная добыча снизилась?
- Да, сейчас мы имеем снижающуюся добычу нефти в целом по округу. Она продолжит снижаться и в будущем – это закономерность для любой нефтегазоносной провинции мира. В среднесрочной перспективе, к 2020 году мы будем добывать 200-220 млн. тонн нефти в год. Если сейчас миллиард тонн мы добывали за 4 года, то этот же объем будем добывать за 5 лет. Речь не идет о каком-то глобальном истощении запасов нефти в Западной Сибири, как говорят некоторые ученые геологи. Нефть будет добываться в Югре и в 30-х, и в 40-х и в 50-х годах этого века, но в каких объемах – точно прогнозировать сложно, это зависит от многих факторов. Но по моим оценкам, и в 2050 г. в Югре будет добываться не менее 100 млн. т. нефти в год.

- Известно, что Ваш Центр занимается пересчетом запасов. К примеру, аналогичная работа, проведенная по Уватскому проекту, повысила перспективы нефтегазоносности данного района. Как складывается ситуация по Югре?
- Запасов по Югре не становится больше. Если проводить параллель с Уватом, надо понимать, что этот проект был принципиален для юга Тюменской области. Он ориентирован на добычу из средних по запасам месторождений, но по объемам он не сопоставим с запасами многих месторождений Югры, где в разработке такие уникальные по запасам месторождения, как Самотлор, Красноленинское, Федоровское и др.
ТНК-ВР провела большую работу, это очень красивый проект, прекрасно реализованный профессионалами. Могу пожелать специалистам ТНК-BP, работающим на Уватском проекте только дальнейших успехов и удачи.

- Так все-таки, возможно ли в Ханты - Мансийском округе открытие еще одного Самотлора? Эксперты неоднозначны в оценках перспектив недр Югры…
- Думаю, что в тех отложениях, из которых уже добывается нефть, таких месторождений открыто не будет, это следует из установленных геологических закономерностей. Однако,
существуют более глубокие нефтегазоносные комплексы - доюрские. Их нефтегазоносность сейчас не совсем понятна. Скорее всего, и там Самотлоров нет. Могут быть открыты новые месторождения в диапазоне от 30 до 100 млн. тонн извлекаемых запасов нефти в Югре. Вероятность открытий таких новых месторождений высока.
Самотлор - это больше миллиарда запасов, такие открытия в Югре ожидать трудно.
Мы думаем, что уникальные и крупные месторождения Югры в основном уже открыты. Безусловно, перспективен Ямал, северные моря. Там могут быть открыты крупные месторождения, но преимущественно газовые. Могут быть открыты месторождения подобные Ванкору - от 100 и более млн. тонн. Но, одно дело, если вы откроете 30 млн. в Восточной Сибири и вам потребуется полностью создавать необходимую инфраструктуру, другое, если подобное месторождение разрабатывать в Югре, где уже есть магистральный трубопровод, дороги. Вы можете данный участок недр ввести гораздо более экономически эффективно. Я так же думаю, что достаточно неплохие перспективы развития добычи нефти в Югре будут связаны с небольшими месторождениями. 

- То есть все крупные месторождения в Югре уже в разработке?
- Да, за исключением Имилорского месторождения, которое еще только будет выставляться на конкурс или аукцион. Есть еще ряд месторождений, находящихся в стадии прохождения бюрократических процедур, передачи их нефтяным компаниям на основе конкурсов или аукционов. Запасы нефти каждого из них составляют около 10 млн. тонн. Недавно правительство РФ приняло распоряжение об отмене НДПИ с месторождений с запасами меньше 5 млн. тонн. Думаю, это даст хороший стимул для их интенсивного ввода в разработку. Преимущественно, это спутники месторождений уже находящихся в разработке. Затраты на возведение дополнительной инфраструктуры не так велики, поэтому отмена налога НДПИ на маленькие по запасам месторождения должна повысить интерес нефтяников к этим участкам.
Ввод в промышленную разработку мелких месторождений благоприятно скажется на общем объеме добычи нефти в Югре. Аналогичная ситуация и по малодебитным скважинам. Обнуление НДПИ или снятие налога со скважин, где суточный дебит не превышает 5 тонн, позволило бы ввести в работу бездействующий фонд скважин, ввести в разработку трудноизвлекаемымые запасы. Думаю, что в ближайшем будущем и это решений будет принято Правительством России.

- Можно ли говорить о том, что Западная Сибирь еще долгое время будет оставаться самой нефтегазоносной провинцией?
- Сколько еще нефти покоится в недрах – оценки разные. Американские эксперты считают, что в Западно - Сибирской провинции не открыто еще порядка 5 миллиардов тонн нефти, наши специалисты полагают, что свыше 10 миллиардов. Главное, что все едины во мнении, что это миллиарды тонн нефти. Согласно оценкам двух ведущих институтов России– ВНИГНИ и ВНИГРИ, примерно половина неоткрытой нефти в России находится на территории Западно-Сибирской провинции. Есть основания полагать, что время открытий и ввода новых месторождений в Западно - Сибирской провинции продлится еще несколько десятилетий.

- Минприроды РФ подтверждает планы по вводу требования о 95-процентной утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) с 2012 года и планирует в ближайшее время направить в правительство согласованный с ведомствами проект постановления, значительно увеличивающего плату за сверхнормативное сжигание ПНГ, в 100 раз. Как вы оцениваете данное ужесточение штрафных санкций?
- Считаю, что государственная политика по ограничению сжигания попутного нефтяного газа абсолютно правильная. Наш Центр поддерживал ее все последние годы, причем не только на словах и выступлениях в печати. Предприятия, работающие в округе, разработали соответствующие программы по утилизации ПНГ, а Департамент по недропользованию ХМАО осуществлял контроль выполнения этих программ. Это позволило компаниям построить большое количество газопоршневых электростанций, оборудования по очитки газа для подачи в магистральные трубопроводы. Полагаю те меры, которые сегодня предпринимаются, позволят если не к 2012, то, по крайней мере, к 2013 году полностью решить проблемы утилизации газа. Повышенные штрафы для компаний будут способствовать выходу России на нормальный международный стандарт утилизации ПНГ. Остаются проблемы удаленных месторождений, когда действительно сложно достичь рентабельности переработки ПНГ. Есть проблемы с аварийностью, когда возникают спорные вопросы по наложению штрафов.
К примеру, у нас был случай, когда один из заводов, принимающих газ, сломался, и процент утилизации ПНГ резко снизился. Кому предъявлять штрафы? Я думаю не нефтяникам, но этот момент должен быть законодательно проработан. Второй момент. Магистральные трубопроводы у нас принадлежат Газпрому. Он газ не принимает. Кому объективно должен быть предъявлен штраф? Есть вопросы, требующие более детального рассмотрения, чтобы нефтяные компании не оказывались «без вины виноватыми». Те, кто хищнически сжигает газ и не желает инвестировать в строительство мощностей по переработке, пусть платит большие штрафы, это справедливо.

- Не так давно в России начала работу госкорпорация «Росгеология». Известно ли Вам, какие предприятия вошли в ее состав? Как осуществляется координация их работы?
- Корпорация «Росгеология» создана. Возглавил ее Сергей Донской, ранее исполнявший обязанности заместителя министра природных ресурсов. Насколько мне известно, туда уже вошло множество предприятий геологической отрасли России, за исключением крупных научных центров. Что весьма странно. Сейчас модно управлять по-чиновьичьи, а надо по-научному. Геология – наукоемкая область и объединять предприятия данной направленности, не имея в составе серьезной научной базы, не целесообразно. Полного списка предприятий, вошедших в состав Росгеологии я не видел. Возможно, объединение предприятий в один холдинг еще продолжается.

- Вашему Центру не поступило предложение войти в Росгеологию?
- Нет, но если бы такое предложение было, я бы с удовольствием его принял, поскольку
централизация управления в России сегодня достигла такого уровня, когда для успешного осуществления деятельности государственного предприятия, работающего в сфере недропользования лучше быть в составе крупного холдинга. Еще два года назад я был против такой формы управления, но на данный момент многие предприятия просто не выживут, оказавшись в отдалении от такой структуры. Сергею Донскому мне бы хотелось пожелать успехов. Ему предстоит решить множество сложных задач. Это гораздо сложнее, чем управлять просто предприятием.

- Александр Владимирович, в начале сентября все представители нефтегазовой отрасли отмечают свой профессиональный праздник? Что бы Вы пожелали коллегам?
- В первую очередь, хотелось бы поздравить всех единомышленников с профессиональным праздником – Днем нефтяника.
Это знаменательный день для огромного круга специалистов, работающих в нефтегазовом комплексе – разработчиков месторождений, геологов, геофизиков, переработчиков и т.д. Многих корифеев ТЭК я знаю лично. Знаком со многими специалистами Сургутнефтегаза, ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР, Роснефти и других компаний. Не важно над какими проектами они работают - Уватским, Ванкорским, Рогожниковским, верю, что у этих профессионалов-нефтяников все получится. Всем желаю больших успехов. Лучших профессионалов в своей жизни я не встречал. Рад, что жизнь меня свела с такими людьми. Сургутнефтегаз сегодня выходит в Восточную Сибирь и есть уверенность, что все намеченные планы он реализует. ЛУКОЙЛ успешно работает на шельфе. Роснефть активно осваивает сложное Ванкорское месторождение. У ТНК- BP за плечами не только успешная реализация Уватского проекта, но и в будущем сложнейшее для освоения Русское месторождение, Сузунский проект. В этот праздничный день всем хочу пожелать удачи и успехов.
Искренне хочу пожелать всем новых открытий и новой нефти. А будущим поколениям, кто сейчас определяется с выбором профессии, советую идти в геологи и нефтяники. Поскольку специалисты с инженерным образованием по-прежнему востребованы. Они точно не останутся без работы в ближайшие десятилетия.
Всем здоровья и счастья!

- Спасибо за интересную беседу.
Просмотров: 224 | Добавил: amlarhand1983 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz